|
|
Крым: роль в создании царско-русской и советской авиации
| |
Ялтинец | Дата: Пятница, 2015-07-31, 11:18 AM | Сообщение # 1 |
Нужный человек
Группа: Модераторы
Сообщений: 789
Награды: 1
Репутация: 3
Статус: Offline
| Константин Арцеулов (слева на коленях у отца) был младшим внуком художника-мариниста И.Айвазовского. В 1910 году пытался поступить в Академию художеств, но как только в Петербурге открылась школа пилотов, записался в нее.
"В начале 1920-х поэт Максимилиан Волошин и знаменитый крымский летчик Константин Арцеулов шли пешком из Коктебеля в Феодосию.
По дороге Арцеулов рассказывал поэту о восходящих потоках воздуха и полетах планеров (безмоторных летательных аппаратов). И предложил подняться на хребет Узун-Сырт (нынешняя гора Клементьева). Когда поднялись, дул свежий бриз.
Арцеулов выпустил из пальцев лист бумаги — тот плавно взмыл вверх. Восхищенный Волошин бросил навстречу ветру свою широкополую шляпу — и она осталась парить в воздухе. Для Волошина это стало волшебным открытием, Арцеулов же давно интересовался планеризмом — свой первый планер он построил в 13 лет! — и давно присматривался к этому месту.
Как вспоминал сам Константин Константинович, «целыми днями бродил я по горам восточного Крыма, наблюдая парящий полет грифов и выискивая подходящее место для опытов с планером... В 1916 году я... с воздуха еще раз обследовал горы, удобные для парящих полетов. Узун-Сырт я счел для этого лучшим. Когда в 1923 году в Москве решался вопрос о месте всесоюзных планерных испытаний, я, не задумываясь, предложил Коктебель. Надо сказать, что в то время мало кто знал о возможностях парения на планерах.
Считали, что с горы можно спланировать только вниз и чем выше гора, тем дальше и дольше будет полет. Можно представить себе удивление и разочарование планеристов, когда они вместо „высоченных крымских гор“, о которых знали по слухам, увидели пологие плоскогорья Коктебеля! В Москву полетели доклады об „огромной ошибке“, допущенной председателем оргкомитета Арцеуловым в выборе места испытаний». Однако очень скоро стало ясно, что никакой ошибки нет. А в 1925-м побывавшие в Крыму немецкие спортсмены заявили, что найденная Арцеуловым гора — лучшее место в Европе для полетов на планерах."
Российская боевая авиация создавалась в Севастополе (понятно, что и в Санкт-Петербурге, и в Одессе), но первые 10 летчиков были морскими офицерами Черноморского флота. Маринист и романтик Иван Айвазовский имеет к этому весьма замечательное отношение. И нет в нем ничего особенно армянского, а есть общий стиль великой многонациональной империи. Огромная семья, в центре которой находился Иван Айвазовский как самый известный, влиятельный и богатый человек, отличалась смелостью творчества. "Админресурс" и "мажорность" зятья, родственники и потомки великого художника использовали на благо России.
Еще в 1874 г. в статье «К вопросу о воздухоплавании» Николай Андреевич Арендт, симферопольский врач, писал, что летание следует рассматривать как искусство, которым должно овладевать на практике, воспользовавшись опытом полета птиц, учиться у них. Основываясь на своих многолетних наблюдениях и исследованиях, Арендт разделяет полет птиц на следующие этапы:
1) взлет, требующий максимальной затраты сил (взмах крыльев); 2) горизонтальный полет с минимальной затратой энергии или вовсе без нее; 3) посадку, требующую больше искусства, нежели приложения силы.
Анализируя эти три этапа полета, он приходит к выводу, что для овладения искусством полета наиболее осуществимым и интересным является планирующий полет. И приводит доказательства, описывая опыты с различными моделями.
В книге Арендт вновь указывает пути и предпосылки создания планера, т. е. аппарата, с помощью которого можно овладеть планирующим и парящим полетом. Дает и краткие указания по строительству специального тренажера для обучения пилота планирующему полету. А завершает книгу такими мыслями: «Не подлежит сомнению, что парить (т. е. летать) возможно, и не имея собственною двигателя, и как высшую степень развития искусства летания нужно считать такое летание, при котором человек мог бы, по примеру искуснейших парильщиков, обходится одними только силами тяготения, сопротивления воздуха и ветра».
«Однако из этого вовсе не следует, что те авиационные машины, которыми человеку придется действительно пользоваться, не должны быть вооружены и собственными двигателями. Напротив того, наличие двигателя, который тянул или толкал бы воздухоплавательную машину..., должно в значительной мере упростить и облегчить задачу, выпадающую на долю умения самого воздухоплавателя».
Идея Арендта о переходе от планера к самолету (иначе говоря, человек может лишь тогда садиться за управление самолетом, когда научится летать на планере) была подтверждена всей последующей историей развития авиационного дела.
Первый в мире самолет А. Ф. Можайского (испытания проходили в 1883 г.) только оторвался от земли, но из-за явной нехватки запаса мощности двигателя тут же упал на крыло. Но даже если бы и был запас мощности у двигателя, пилот вряд ли справился бы с управлением машиной — ведь опыта управления летательным аппаратом в воздухе он не имел!
То же самое, но гораздо позже (1890 и 1897 г.) произошло с «авионами» француза Адера, снабженными уже достаточно сильными двигателями. Их полеты кончались поломками из-за неуправляемости аппаратов. Подобная же история случилась и с самолетами англичанина Максима (1894). А вот американцы братья Уилбер и Орвил Райт поставили на свой планер двигатель лишь после того, как научились летать на безмоторном аппарате. В результате им удалось создать первый в мире удачно летавший самолет (в декабре 1903 г. они совершили первый полет, длившийся всего 59 секунд).
В 1888 г. в симферопольской типографии Спиро вышла кита Н. А. Арендта «О воздухоплавании, основанном на принципах парения птиц». А уже 15 октября того же года «дозволено цензурой» 2-е издание книги (вышла в 1889 г.). Второе издание было автором несколько расширено: описан более тщательно разработанный вариант тренажера и учебного летного прибора к нему, гораздо четче сформулированы мысли об «искусстве летания», о переходе от планера к самолету.
В самом начале книги автор пишет: «Предлагая настоящую заметку, я имел в особенности в виду, что в ней речь идет об искусстве летать»». И действительно, все ее содержание подчинено рассмотрению проблем парящего и планирующего полета. Но обратим внимание на то, что свой главный труд автор называет «заметкой». Это красноречиво характеризует его чрезвычайную скромность. А ведь многие положения, высказанные Арендтом в этой книге, не устарели и в наши дни, и он заслуженно считается основоположником теории планеризма.
|
|
| |
Ялтинец | Дата: Пятница, 2015-07-31, 11:19 AM | Сообщение # 2 |
Нужный человек
Группа: Модераторы
Сообщений: 789
Награды: 1
Репутация: 3
Статус: Offline
| В год второго издания книги Арендта в Германии вышла книга О. Лилиенталя «Полет птиц как основа искусства летания». Многие из идей этой книги Арендт изложил еще в 1874 г. в статье «К вопросу о воздухоплавании», т. е. пятнадцатью годами раньше. Но в то время, как Арендт безуспешно доказывал актуальность и важность своей теории. Лилиенталь уже совершил первые полеты на своих планерах. Но, тем не менее, приоритет Арендта неоспорим.
НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ АРЕНДТ (1833-1893) Доктор медицины, основоположник науки о планеризме. Родился в Симферополе, в семье потомственного медика, штаб-лекаря странноприимного дома А.Ф.Арендта - родного брата лейб-медика царского двора Н.Ф.Арендта, пытавшегося спасти Пушкина после дуэли. Николай Арендт окончил с отличием Симферопольскую гимназию, а затем - Петербургскую медико-хирургическую академию. Более 30 лет прослужил в земской больнице Симферополя. Человек передовых взглядов, он оказывал помощь народовольцам, скрывал А. Желябова, в доме Арендтов бывала С. Перовская.
Арендт исследовал возможность полета человека на крыльях. Перу ученого принадлежит книга «О воздухоплавании, основанном на принципах парения птиц», где он обосновал и развил идею безмоторного полета. Арендт создал конструкторскую разработку планера, названного им «летательным снарядом». «Если человек не мог до сих пор летать по воздуху при помощи крыльев за неимением достаточной силы, то почему же ему не подражать орлу, умеющему летать без затраты собственной силы?», — писал он в 1874 г. С просьбой принять проект и оказать денежную помощь в постройке первого в мире планера Арендт в 1876 — 1877 гг. обращался к главному инженерному управлению и к военному министру, но получил отказ. В 1888 г. он, окончательно разорившись (дом был продан с молотка), переехал на Южный берег Крыма. Поселился близ Ялты, в Иссарах, на даче «Мега-фули», вблизи водопада Учан-Су, и продолжал свои опыты. Его идеями о воздухоплавании заинтересовались п. Е. Жуковский, Русское техническое общество в Петербурге, Французское общество воздушной навигации. Николай Арендт похоронен на Ялтинском мемориальном кладбище на холме Поликур.
Константин Арцеулов, официальная биография
Константи́н Константи́нович Арцеу́лов (17 (29) мая 1891, Ялта — 18 марта 1980, Москва) — русский и советский лётчик, художник-иллюстратор, внук российского художника Ивана Константиновича Айвазовского.
Биография Родился в семье потомственного моряка Константина Арцеулова (сына Николая Арцеулова) и Жанны Арцеуловой, дочери Ивана Айвазовского.
Учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно учился в лётной школе и занимался планеризмом. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.
Участник 1-й мировой войны, в начале её служил в кавалерии, командовал взводом, прапорщик. В 1915 году сдал экзамен на военного лётчика. Затем служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. В том же году был назначен начальником отделения по подготовке лётчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации (гарнизон Кача).
|
|
| |
Ялтинец | Дата: Пятница, 2015-07-31, 11:19 AM | Сообщение # 3 |
Нужный человек
Группа: Модераторы
Сообщений: 789
Награды: 1
Репутация: 3
Статус: Offline
| Здесь осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из штопора. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило манёвренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.
Награждён орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами, Святой Анны 4-й степени и тремя другими орденами.
Февральскую и Октябрьскую революции встретил в Крыму. В 1918 году, выполняя поручение солдатского комитета истребительного отделения, формировал на базе школы 1-й Красный социалистический авиационный отряд. При занятии Крыма Врангелем, как бывший офицер, не явившийся добровольно, был формально мобилизован Врангелем, фактически оставаясь на должности инструктора Качинской авиашколы, числившейся в резерве армии и фактически не действовавшей.
Поддерживал отношения с большевистским подпольем. Когда в ноябре 1920 года Красная Армия подошла к Перекопу и начались бои на перешейке, общим собранием солдат был избран начальником лётной части школы, летал для связи с наступающими частями Красной Армии. С приездом командования был официально зачислен в ряды в РККА, оставшись на той же должности.
В декабре 1920 года получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу красвоенлётов (на Ходынке). Одним из его учеников был Валерий Чкалов. В 1923 году испытывал первый советский истребитель И-1 конструкции Н. Н. Поликарпова.
Был пионером советского планеризма, в 1923 году получил диплом пилота-парителя № 1. Разработал и построил 5 планёров собственной конструкции, среди них А-5. В составе советской команды участвовал в соревнованиях планеристов в Германии в 1925 году.
В 1927 году переведён в гражданскую авиацию (Добролёт) для работ в области аэрофотосъёмки и ледовой разведки. Собственноручно провёл аэрофотосъёмку многих удалённых районов страны, участвовал в определении трассы будущего Турксиба.
В 1933 году был осуждён к высылке в Архангельск. Работал мотористом на катере. Реабилитирован в 1937 году.
По причине большого перерыва в лётном стаже на военную службу не вернулся. Занялся художественным творчеством. Был членом Союза художников СССР. Оформил более 50 книг, 240 номеров журнала «Техника — молодёжи», где он был ведущим художником, также иллюстрировал журналы «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». Автор панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе.
Источник http://kraevedenie.net/2015....viaciyu
|
|
| |
|
|
|
|